IK Multimedia AmpliTube Jimi Hendrix
Этим кем-то оказалась известная итальянская компания IK Multimedia, незадолго до этого выпустившая успешную и, на мой взгляд, пока лучшую среди виртуальных гитарных процессоров программу Amplitube 2. На базе этой программы, а, точнее, разработанных для нее технологий, и была создана новая версия. Не приходится удивляться тому, что первым объектом была выбрана самая знаковая фигура, можно сказать, символ электрогитары — Джими Хендрикс. Так и появилась программа Amplitube Jimi Hendrix.
Для ее создания использовалась все та же технология моделирования, что и в предшественнике: DSM (Dynamic Saturation Modeling), характеризующаяся более точной имитацией процессов, происходящих в аналоговых цепях, в том числе нелинейного изменения звучания в зависимости от изменения динамических характеристик входного сигнала. Правда, в этот раз не было никаких абстрактных приборов, а вместо этого были смоделированы устройства, которые использовал Джими Хендрикс в разные периоды жизни. Соответственно, устройство интерфейса и органы управления аналогичны программе Amplitube 2, уже описанной в МО (статья "Программные гитарные процессоры 5"). Даже внешне программа выглядит, как Amplitube 2, наполненный новыми модулями (рис. 1). Добавлена только табличка Authentic Hendrix, да чуть изменился дизайн тюнера и панели студийных эффектов — они оформлены "под старину".
Минимальные системные требования при работе под Windows XP: Pentium 4 с частотой 1 ГГц или Athlon XP с частотой 1,33 ГГц, 512 Мб оперативной памяти. Поддерживаются форматы VST и RTAS. Для Мака необходимы Mac OS X 10.4 или старше, G4 с частотой 866 МГц или Intel Core Solo с частотой 1,5 ГГц, 512 Мб оперативной памяти. Поддерживаются форматы AU, VST, RTAS. Для работы в формате RTAS на обеих платформах требуется Pro Tools версии 7.0 и старше.
Программа тестировалась на компьютере с процессором Pentium 4 1,8 ГГц, материнской платой Asus P4B533 и 2 Гб оперативной памяти.
Модули
Я не буду повторяться и описывать структуру программы, а расскажу о том, что же в ней отличного от предшественника — то есть о входящих в состав программы модулях и их звучании.
Итак, программа предоставляет в распоряжение пользователя следующее оборудование.
В секции Stomp содержатся девять напольных устройств (рис. 2 и 3).
Во-первых, три педали производства Роджера Майера, которого называли "электронным магом" Джими (рис. 4, Roger Mayer крайний слева). Этот английский инженер еще в 1964 году, в бытность свою сотрудником исследовательской лаборатории британского адмиралтейства, создал несколько самодельных фуз-педалей по личным просьбам таких музыкантов, как Джимми Пейдж, Джеф Бек и Биг Джим Салливан. Потом дело, что называется, пошло, и его изделия стали популярны в среде английских музыкантов. Хотя отец Роджера владел небольшой электронной компанией, Майер занимался изготовлением "на коленке" еще четыре года и только в 1968 году принял решение оставить прежнюю работу и полностью посвятить себя разработке и производству электронных звуковых эффектов. Прибывший в Англию Хендрикс заинтересовался звучанием его фузов, которые услышал на концерте Yardbirds. Со своей стороны и Роджер, увидев 11 января 1967 года живое выступление Хендрикса, был впечатлен творчеством музыканта настолько, что сам подошел и представился. Их знакомство привело к тесному долговременному сотрудничеству и созданию нескольких педалей, которые навсегда связали имена Хендрикса и Майера, а позже пошли в серийное производство под именем изобретателя. Интересно, что прототип самой знаменитой разработки Майера, Octavia, был создан молниеносно и уже 3 февраля 1967 года был использован на записи соло в песне Purple Haze.
Octa-V — Roger Mayer Octavia
XS Fuzz — Roger Mayer Axis Fuzz
Class Fuzz — Roger Mayer Classic Fuzz
Fuzz Age — Arbiter Fuzz Face
Fuzz One — Maestro Fuzz Tone
Right Fuzz — Mosrite Fuzzrite
Opto-Tremolo — Fender Super Reverb Amp Opto Tremolo
Wah 46 — Vox V846 Wah
Uni-V — Univox Uni-vibe
Roger Mayer Octavia (модель Octa-V) — вероятно, самая известная из педалей Роджера Майера. Она разработана в 1967 году и стала знаменитой после использования в песне Purple Haze. По своей сути, эффект является фузом, скомбинированным с октавным делителем, который добавляет к основному тону гармоники, звучащие на октаву выше — отсюда и название. Авторы программы Amplitube JH смоделировали некий усредненный вариант педали, потому что их было сделано несколько версий, со слегка различным звучанием, а первая, использованная в Purple Haze, вообще не была помещена в корпус и представляла собой набор компонентов, собранный, что называется, "на соплях" посреди студии. Впоследствии все это, разумеется, было помещено в корпус. Одна из первых моделей "Октавии", которой пользовался лично Хендрикс, из коллекции Experience Music Project Museum в Сиэтле, показана на рис. 5. Сам разработчик называл свое детище Octavia, а Хендрикс — Octavio, что и отражено в надписи на корпусе. Уникальное звучание Октавии слышно также в песнях One Rainy Wish, Little Miss Lover, Little Wing и Machine Gun. Широко известный "ракетный" дизайн эти педали приобрели уже при серийном производстве.
Roger Mayer Axis Fuzz (модель XS Fuzz) — еще один фуз, разработанный Роджером Майером в 1967 году, но получивший известность, а с ней и свое имя, после того, как Хендрикс использовал его в песне "Axis Bold As Love". Часто использовался на альбоме Band Of Gypsies и многих записях, сделанных после 1968 года.
Roger Mayer Classic Fuzz (модель Class Fuzz) являлся модификацией известной педали Fuzz Face, за что и получил свое название. Роджер Майер "тюнинговал" его для Хендрикса, несколько изменив схему. Classic Fuzz часто использовался Джими Хендриксом на ранних записях и имел сходную с педалью Fuzz Face схему.
Сам же Arbiter Fuzz Face (модель Fuzz Age) — это классическая фуз-педаль производства английской компании Dallas-Arbiter (рис. 6), разработанная еще в 1966 году. Название Fuzz Face педаль получила из-за того, что характерный круглый корпус, расположение ручек регулировки и других элементов конструкции напоминают веселую рожицу. Fuzz Face был одним из основных эффектов Джими, который использовал его на множестве своих записей и часто размещал в звуковой цепи после квакушки. Его звучание характеризуется певучестью и подчеркнутым низом, что обусловлено применением германиевых транзисторов в педалях первых выпусков, которые и использовал Джими. Германиевые транзисторы, в отличие от применявшихся позже кремниевых, имели больший разброс параметров и меньшую стабильность, но звучали приятнее, поэтому каждая педаль несколько отличалась по звуку от собратьев.
Maestro Fuzz Tone (модель Fuzz One) — это один из первых (а, возможно, вообще самый первый) серийно производимых фузов: Gibson Maestro Fuzz-Tone (рис. 7). Компания Gibson выпустила эту модель на рынок еще в 1962 году, но популярной она стала только в 1965, после того, как Keith Richards из Rolling Stones использовал Maestro Fuzz-Tone для создания нового звучания гитары в основном рифе песни Satisfaction. Естественно, Хендрикс не мог обойти своим вниманием это изделие и активно пользовался как в "доанглийский" период, так и позже.
Mosrite Fuzzrite (модель Right Fuzz) — еще одна американская педаль Джими Хендрикса, еще один из самых первых фузов (рис. 8). Педаль, выпущенную компанией Mosrite в 1966 году, инженер Eddie Sanner спроектировал на основе конструкции Maestro Fuzz Tone, внеся в нее некоторые изменения (почти так же, как Джим Маршалл создал свои усилители на основе усилителей Лео Фендера). Как и в случае с Fuzz Face, первоначально была выпущена ограниченная партия с использованием германиевых транзисторов, которые при последующих модернизациях производства были заменены на кремниевые, но именно варианты с германием считаются звучащими лучше всего.
Fender Super Reverb Amp Opto Tremolo (модель Opto-Tremolo) — это просто имитация тремоло, встраивавшегося в усилители Fender Black Face Super Reverb (производились с 1963 по 1967 год).
Vox V846 Wah (модель Wah 46) — одна из ранних моделей квакушек производства Vox (рис. 9).
Univox Uni-vibe (модель Uni-V) — комбинированный эффект хорус-вибрато, выпускавшийся компанией Univox с 1969 года (рис. 10). Эффект был сделан с целью воссоздать дрожащий, плавающий звук кабинета Лесли, а не обычный "гладкий хорус". Конструктивные особенности Uni-vibe (разные частоты LFO, оптоэлектронные управляющие элементы) позволили получить уникальный пульсирующий звук устройства. Выпущенный примерно за год до смерти Хендрикса, эффект применялся, в основном, на последнем альбоме гитариста — Band Of Gypsies, и последних предсмертных записях в песнях Machine Gun, The Land Of New Rising Sun, Earth Blues.
В секции усилителей (Amp) представлены четыре модели (рис. 11-14). В секции кабинетов (Cab) имеются семь моделей акустических систем и пять моделей микрофонов (рис. 15). И, наконец, в секции студийных эффектов Rack есть четыре прибора: компрессор, эквалайзер, ревербератор и имитатор вращения динамиков (рис. 16).
American Vintage B — Fender Bassman
American Vintage D — Fender Dual Showman
American Vintage T — Fender Twin Reverb
British Lead S100 — Marshall 1959 JTM100 Super Lead
2x12" Open SL — Sears Silvertone, динамики 2x12"
2x12" Open TJ120 — Fender Twin, динамики JBL D120F 2x12"
2x15" Closed BJ130 — Fender Bassman, динамики JBL D130F 2x15"
2x15" Closed DJ130 — Fender Dual Showman, динамики JBL D130F 2x15"
4x12" Closed 25C — Marshall, динамики 25W Celestion 4x12"
4x12" Closed 25D — Marshall, динамики 75W Celestion 4x12"
4x12" Closed J120 — Marshall, динамики JBL D120F 4x12"
Condenser 12 — AKG C12
Condenser 67 — Neumann U67
Condenser 87 — Neumann U87
Dynamic 57 — Shure SM57
Ribbon 160 — Beyerdynamic M160
Тестирование
Признаться, впервые запустив программу, я был весьма удивлен скрупулезным подходом авторов программы... нет, не к моделированию приборов, а к созданию пресетов. Они создали пресеты ко всем песням трех первых альбомов Хендрикса (Are you experienced, Axis Bold As Love и Electric Ladyland), причем не по одной штуке, а, как правило, к рифу, аккомпанементу и соло. Поэтому я решил сделать несколько звуковых примеров, в которых демонстрировались бы эти звучания, и на их основе описать свои впечатления. Для этого была использованы гитара Fender Stratocaster, сигнал с которой попадал в прибор Joemeek VC8, работающий в режиме DI-Box, и оцифровывался с помощью платы Korg OASYS. Для получения звуков бас-гитары и ударных использовались различные программы (Broomstick Bass, IK Multimedia Ampeg SVX, Toontrack DFH Superior и др.).
Purple Haze
Создатели программы сделали для этой песни три пресета: вступительный риф, ритм и соло.
В целом, характер звучания передан весьма достоверно. Но в нюансах имеются отличия. В большинстве источников указывается, что риф в этой песне игрался с использованием педали Fuzz Face, авторы программы использовали Axis Fuzz. В результате риф получился помягче, чем в оригинале, добреньким таким, впрочем, это лечится увеличением гейна, но я не стал его трогать для пущей достоверности, раз уж речь идет о демонстрации пресетов.
Ритм очень похож на оригинал. Особенно с учетом того, что на записи он несколько провален, и получившаяся в результате кашеобразность не дает толком прослушать все нюансы. А вот соло с Октавией получилось даже боле резким и прорезающим, чем у Джими. На записи оно звучит более мягко, более чистым звуком, а здесь авторы, видимо, решили, что раз педаль есть, то ее надо использовать на полную катушку. Впрочем, и эта ситуация лечится ручкой гейна педали, хотя криминальной она мне не показалась.
Manic Depression
Авторы программы подготовили здесь два пресета: вступление, оно же риф, и соло, которые демонстрируют звучание модели Gibson Maestro Fuzz-Tone в комбинации с усилителем Marshall 1959 JTM100 Super Lead. На соло, естественно, существенно прибавляется гейн и добавляется изрядное количество реверберации, остальные же настройки почти не отличаются. Если звучание рифа более гладкое, как бы более лощеное (при том, что характер передается точно), то соло звучит очень близко к оригиналу, только количество реверберации побольше. Но, к счастью, в отличие от педали DigiTech, все параметры рассматриваемой программы поддаются полной регулировке.
Hey Joe
Культовая вещь. Как же справились с ней авторы программы? Они подготовили два пресета: для вступления и для соло. Оба — комбинация Roger Mayer Axis Fuzz и Marshall 1959 JTM100. Вступление играется чистым звуком, поэтому гейн на педали убран в ноль и она выступает только в роли бустера, а на соло педаль уже используется полноценно. Как обычно бывает в цифровых процессорах, чистые звуки удаются лучше всего, поэтому эти пресеты — одни из наиболее близких к оригиналу. И ритм, и соло звучат правдоподобно и убедительно, разве что сольная партия чуть поострее, чем в оригинале.
Voodoo Chile
Один из самых "вкусных" звуков Хендрикса, и один из самых удачных пресетов программы. К тому же один из редчайших для позднего Хендрикса случаев использования усилителя Fender Bassman (вместо привычного Маршалла), который в этой песне он применяет в комбинации с квакушкой Vox Wah. В качестве фуза разработчики поставили в этом случае Gibson Maestro Fuzz-Tone. Правда, авторы предоставили пользователям только пресет вступления с вау и пресет для ритма, но и этого вполне достаточно для счастья. Разумеется, в оригинале звук вау глубже, но характер квакания и характерный "скруджмак-даковский голос" педали передан отлично. Звучание ритм-партии в оригинале чуть жестче, но это относится к оттенкам звука, а не к характеру. По характеру он такой же густой, вязкий и глубокий, как и должен быть. С другой стороны, этот же пример убедительно показывает недостатки программы — а именно отсутствие дилея и модели листового ревербератора EMT Plate (прибора, конечно, не столько гитарного, сколько студийного, но, тем не менее, частенько использовавшегося при обработке записей гитары Джими и ставшего, таким образом, знаковым). В этой песне ревербератор придает звучанию гитары очень характерный "липкий" объем, чего в предложенном пресете очень не хватает. Здесь существуют два варианта звуков для исполнения ритмических партий: с включенным Rotary Speaker и без него. Включение этого эффекта (в звуковом примере сначала идет часть без него, потом с ним) отчасти добавляет липкости, но все-таки природу не обманешь, и отсутствие ревербератора с дилеем слышно. Отдельно же Rotary Speaker заслуживает хороших слов, весьма убедительно моделируя работу вращающихся динамиков.
Fire
Вступление к композиции демонстрирует модель Roger Mayer Classic Fuzz, а соло — всю ту же Octavia. Оба звучат очень правдоподобно, правда, разработчики зачем то раздули звучание соло с помощью пружинного ревербератора. Звучит это и вправду неплохо, но у Джими звук намного суше. А мы ведь обсуждаем достоверность имитации его звуков.
Foxy Lady
В большинстве источников указывается, что в песне применялась педаль Fuzz Face, тем не менее, авторы использовали в пресете модель Roger Mayer Axis Fuzz, которая является одной из вариаций Роджера Майера "на тему". Определенный резон в этом есть, потому что лично мне модель Fuzz Face показалась самой неудачной из всей коллекции педалей. Видимо, поэтому в пресетах ее частенько заменяют то на Axis Fuzz, то на Roger Mayer Classic Fuzz, которая являлась модификацией Fuzz Face. Естественно, обратную связь, с которой начинается композиция, программа воссоздать не в состоянии, но вот звучание рифа у нее получается очень неплохое, даже чуть более хулиганское, чем в оригинале. Звучание ритма, в принципе, соответствует исходному, а вот соло опять чуть более приглаженное и разбавленное реверберацией. Видимо, дело тут в личном вкусе авторов. Но, в конце концов, никто не мешает убавить значение какого-то параметра.
Spanish Castle Magic
Вот, наконец, пример звучания именно модели Fuzz Face, который используется на протяжении всей песни с разными настройками. Действительно, по сравнению с оригиналом звук стал каким-то жухлым и неживым. И при этом совсем "не злым", несмотря на изрядное количество гейна. Хотя у Джими звук агрессивный и яростный. Если в оригинале соло немного утоплено в глубь аранжировки, и это несколько скрывает его характер, то на вступительном рифе разница в звучании оригинала и его модели слышна особенно отчетливо.
Другие примеры
И, наконец, я сделал по паре файлов, демонстрирующих пульсирующую вибрацию Univox Uni-vibe (файлы UniVibe-Fast Viby и UniVibe-Unistone) и острый жалящий дисторшн Mosrite Fuzzrite (файлы Fuzzrite-Blues JTM, Fuzzrite-Broken Riff, Fuzzrite-S RFuzz), которые не попали в другие примеры. Первый — из-за того, что был выпущен позже разработанной в пресетах дискографии, второй — наоборот, раньше.
Итоги
На мой взгляд, программа получилось удачной, даже удачнее своей предшественницы. Нельзя сказать, что это целиком заслуга программистов, потому что технология моделирования использовалась та же, что и в Amplitube 2; во многом им помогла грамотная постановка задачи. Дело в том, что, во-первых, оборудование 60-х обладало весьма небольшими степенями искажения, а именно хай-гейн и дисторшн с высокой степенью искажения являются, как правило, камнем преткновения для цифровых исказителей. Во-вторых, педали фуз, являвшиеся неотъемлемой частью звучания Джими, сами по себе обладает этакой грязноватой шероховатостью. Подобные свойства присущи цифровым звучаниям, поэтому некая колючесть цифры на фоне фузовых звуков просто-напросто маскируется. Так что старинное оборудование оказалось самым благодатным полем для цифрового моделирования. Кроме того, создание подобной программы оправдано еще и потому, что все смоделированные приборы давно стали раритетами, и собрать подобный набор оборудования из реальных устройств по силам далеко не каждому. Что касается звучания, то, как я уже писал, на сегодняшний день Amplitube 2 кажется мне лучшей из подобных программ. Соответственно, и звучание Amplitube Hendrix весьма неплохо. Не понравилась мне только модель Fuzz Face, зато с хорошей стороны стоит отметить Vox Wah Rotary Speaker.
В целом же звучание программы однозначно винтажное, но при этом чуть более гладкое и рафинированное, чем оригинальный звук Джими, как бы такой отмытый и причесанный Хендрикс. Правда, не стоит забывать, что это впечатление от тестирования программы на компьютере, а то, что мы слышим на записях Хендрикса — это не только результат звучания его гитарного оборудования, но и аналоговый тракт записи, ламповые пульты и соответствующие приборы обработки. С этой точки зрения для корректного тестирования следовало бы и записать звук программы адекватно оригиналу, но это уже из области фантастики. С этой же точки зрения я все-таки считаю недостатком отсутствие модели EMT Plate Reverb, который, хотя и не являлся гитарным прибором, но, тем не менее, очень часто применялся на записях Джими Хендрикса и стал неотъемлемой частью его звучания. Точно так же не хватает и имитации ленточной задержки. Еще одним недостатком я считаю оформление панели студийных эффектов (рис. 16). Переусердствовав в погоне за красивостью, авторы оформили ее так, что тени от ручек практически сливаются с носиками этих самых ручек, и рассмотреть, в каком положении находятся регулировки, очень и очень сложно. Правда, сами эффекты нареканий не вызывают, а модуль Rotary Speaker даже заслуживает отдельных хороших слов.
Пока мне не довелось попробовать в работе одноименную педаль DigiTech, так что я не могу сказать, что звучит лучше, но программа Amplitube Hendrix имеет однозначное преимущество в возможности регулирования абсолютно всех параметров и в возможности ухода от звуков Джими Хендрикса и использования программы просто как набора дополнительных устройств (можно даже сказать — расширения Amplitube 2) и создания на их основе собственных новых звуков. Причем звуки эти не обязательно должны оказаться такими уж винтажными — авторы программы даже создали некоторое количество пресетов в самых разных жанрах, чтобы продемонстрировать разноплановость своего детища. Так что, мне кажется, Amplitube Hendrix займет собственную достойную нишу в мире программных гитарных процессоров и порадует поклонников не только Джими Хендрикса, но и прочих любителей винтажного звука и классического рока.